Интегрированный урок литературы и истории

В 9-ом классе состоялся интегрированный урок литературы и истории, посвященный 190- летию восстанию декабристов, которое произошло  26 декабря 1825 года на Сенатской площади, именно в этот день Николай, будущий император, объявил о своем вступлении на престол, а присяга была назначена на 26 декабря. В этот же день под предлогом защиты законных прав Константина в Петербурге состоялось восстание декабристов — попытка государственного переворота. Мятежники хотели помешать войскам и Сенату принести присягу Николаю Павловичу, но зная заранее о готовящемся восстании, наследник престола уже успел принять присягу и стать законным правителем государства. Планы заговорщиков, хотевших потребовать введения конституции до присяги, рухнули: пятеро были казнены, остальные сосланы в Сибирь.      «Для меня Россия теперь опоганена, окровавлена, — писал после суда над декабристами поэт Петр Вяземский. — Сколько жертв, и какая железная рука пала на них».

      По мнению Николая I, в ссылке декабристы будут обречены на духовную смерть. Однако осужденные мятежники создали в неволе свою «академию», включающую в себя лекции и изучение языков, чтение и обсуждение книг. Так, Кюхельбекер вел семинары по русским морским экспедициям, Бестужев — по истории военного флота, Вольф — по физике, химии, анатомии и физиологии.

      Вскоре декабристам было разрешено читать российские и зарубежные печатные издания, рисовать, заниматься музыкой. В условиях каторги и последующей ссылки Бестужев предложил идею водометного двигателя, Торсон спроектировал молотильную машину и машину для резки соломы, а Бестужев изготовил оригинальную конструкцию малогабаритного, но точного морского хронометра. Кроме того, осужденные декабристы вели климатологические наблюдения, собирали сибирские образцы флоры и фауны, занимались химическим анализом вод минеральных источников, проводили сейсмологические измерения, словом, исследуя Сибирь в антропологическом, естественном, экономическом, социальном и этнографическом положении, принесли стране  несравненно больше пользы, чем все вместе взятые «лжепатриоты».

       В заключении  учащиеся 9 класса знакомились с  произведениями, посвященными этой знаменательной дате. Оказывается, что о декабристах в конце тридцатых годов 19 века написал Александр Дюма в романе «Учитель фехтования» — и, конечно же, Николай I в то время запретил к публикации в России произведение французского автора. Отрывки из этого гениального произведения были зачитаны  и прокомментированы.